Правила гарантирования по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2020"

Приложение 1
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 25 августа 2018 года № 523
Утвержденыпостановлением ПравительстваРеспублики Казахстанот 19 апреля 2016 года № 234
Правила гарантирования по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2020"
Сноска. Заголовок в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
1. Общие положения
1. Настоящие Правила гарантирования по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2020" (далее – Правила гарантирования) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и определяю механизм и условия предоставления гарантий в качестве частичного обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства (далее –предприниматели).
Сноска. Пункт 1 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
2. Гарантирование по кредитам предпринимателей осуществляется в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2020" (далее – Программа).
Сноска. Пункт 2 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
3. Гарантирование является инструментом финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и используется для расширения и обеспечения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам.
Сноска. Пункт 3 в редакции постановления Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
4. Средства, предусмотренные для гарантирования, перечисляются акимом области (столицы, городов республиканского значения) финансовому агенту на основе договора о субсидировании и гарантировании в рамках Программы, заключаемого между ними, за счет средств местного бюджета. Типовая форма договора о субсидировании и гарантировании в рамках Программы утверждается уполномоченным органом по предпринимательству.
Сноска. Пункт 4 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
2. Термины и определения
5. В настоящих Правилах гарантирования используются следующие понятия и определения:
1) банк – банк второго уровня, участвующий в Программе, включая банк развития;
2) банковский кредит (далее – кредит) – сумма денег, предоставляемая банком на основании договора банковского займа предпринимателю на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности и целевого использования. К банковскому кредиту также относится и кредитная линия.
Для исламского банка кредит понимается как финансирование – отсрочка или рассрочка платежа за товар, предоставляемые исламским банком предпринимателю в соответствии с договором финансирования;
3) гарантирование – форма государственной поддержки предпринимателей, используемая в виде предоставления частичной гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредиту предпринимателя на условиях, определяемых Программой, настоящими Правилами гарантирования и договором гарантии;
4) гарантия – обязательство финансового агентства перед банком отвечать за исполнение обязательств предпринимателя по уплате части основного долга по договору банковского займа, вытекающего из договора гарантии, в пределах суммы гарантии;
4-1) государственно-частное партнерство – форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующая признакам, определенным в Законе Республики Казахстан от 31 октября 2015 года "О государственно-частном партнерстве;
5) ГПИИР – Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года № 874;
6) договор банковского займа – письменное соглашение, заключенное между банком и предпринимателем, по условиям которого банк предоставляет кредит предпринимателю. К договору банковского займа также относится соглашение об открытии кредитной линии.
Для исламского банка договор банковского займа понимается как договор финансирования – письменное соглашение, заключенное между исламским банком и предпринимателем, по условиям которого исламский банк предоставляет коммерческий кредит предпринимателю – покупателю или продавцу товара. К договору финансирования также относится генеральное соглашение финансирования, в рамках которого исламским банком и предпринимателем заключаются отдельные договоры о предоставлении коммерческого кредита (финансирования). Под коммерческим кредитом понимается финансирование исламскими банками торговой деятельности предпринимателя в качестве торгового посредника путем продажи предпринимателю товара с отсрочкой или рассрочкой платежа по цене продажи товара, складывающейся из цены товара и наценки на товар;
7) договор гарантии – трехстороннее письменное соглашение, заключенное между финансовым агентством, банком и предпринимателем о предоставлении гарантии по форме, утверждаемой уполномоченным органом по предпринимательству;
8) единый накопительный пенсионный фонд – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам (далее – ЕНПФ);
9) местный координатор Программы – определяемое акимом области структурное подразделение города/района, осуществляющее консультационное сопровождение предпринимателей по подготовке и сбору документов, необходимых для участия в Программе;
10) номинальная ставка вознаграждения – ставка вознаграждения по кредиту, установленная договором банковского займа на момент его заключения, которая может быть изменена банком в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных договором банковского займа, либо по соглашению сторон.
Для исламского банка номинальная ставка вознаграждения понимается как наценка на товар – доход исламского банка, связанный с предоставлением коммерческого кредита, который может выражаться в виде процента от цены товара (прибыль) либо в виде фиксированной суммы;
11) проект – совокупность действий и мероприятий в различных направлениях бизнеса, осуществляемых предпринимателем в качестве инициативной деятельности, направленной на получение дохода и не противоречащей законодательству Республики Казахстан. В рамках одного проекта возможно получение нескольких банковских кредитов;
12) региональный координатор Программы – определяемое акимом области (столицы, городов республиканского значения) структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее консультационное сопровождение предпринимателей по подготовке и сбору документов, необходимых для участия в Программе;
13) исключен постановлением Правительства РК от 25.08.2018 № 523;
14) товар – движимое или недвижимое имущество, в отношении которого законодательством Республики Казахстан разрешено заключение сделок купли-продажи исламскими банками, приобретаемое исламским банком у продавца товара по договору купли-продажи в целях дальнейшей передачи его предпринимателю на условиях коммерческого кредита;
15) уполномоченный орган – уполномоченный орган по предпринимательству;
16) финансовое агентство – акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму";
17) портфельное гарантирование – форма предоставления гарантий предпринимателям в рамках установленного финансовым агентством лимита для банка.
Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 23.06.2016 № 370 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 25.08.2018 № 523.
3. Условия предоставления гарантий в рамках первого направления "Поддержка новых бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов"
6. Участниками гарантирования в рамках первого направления Программы могут быть:
1) предприниматели, начинающие предприниматели, реализующие и (или) планирующие реализовать собственные и эффективные проекты в сельских населенных пунктах, малых городах и моногородах без отраслевых ограничений;
2) молодые начинающие предприниматели, реализующие и (или) планирующие реализовать собственные и эффективные проекты во всех регионах без отраслевых ограничений и без учета места регистрации предпринимателя.
Под эффективными проектами понимаются проекты, предусматривающие рост дохода и увеличение среднегодовой численности рабочих мест, на основе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям на 10 % после 2 (двух) финансовых лет с даты решения финансового агентства.
На кредиты, 100% которые направлены на пополнение оборотных средств, требования о достижении критериев эффективности не распространяются.
При этом к участию в гарантировании при условии соответствия условиям первого направления Программы допускаются:
1) предприниматели, получающие государственную финансовую поддержку через банки в рамках стабилизационных или антикризисных программ и программ, реализуемых за счет средств Национального фонда Республики Казахстан, ЕНПФ, акимата области, столицы, города республиканского значения и финансового агентства;
2) предприниматели, не имеющие на последнюю отчетную дату перед датой обращения за получением кредита, задолженностей по уплате налогов, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям в бюджет.
Сноска. Пункт 6 в редакции постановления Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
7. Участниками гарантирования в рамках первого направления Программы не могут быть:
1) предприниматели, осуществляющие выпуск подакцизных товаров/продукции, за исключением моторных транспортных средств и производства вина из винограда собственного производства;
2) предприниматели, реализующие проекты в металлургической промышленности и включенные в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № 1434;
3) предприниматели, осуществляющие деятельность в горнодобывающей промышленности, за исключением разработки гравийных и песчаных карьеров;
4) предприниматели, учредителями которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании (за исключением социально-предпринимательской корпорации), а также юридические лица, созданные в форме частного учреждения.
8. В рамках Программы гарантированию не подлежат кредиты:
1) направленные на выкуп долей, акций организаций, а также предприятий как имущественного комплекса;
2) выданные государственными институтами развития, за исключением банка развития;
3) ставка вознаграждения которых была удешевлена за счет бюджетных средств, за исключением кредитов, ставка вознаграждения которых была удешевлена в рамках Программы;
4) исключен постановлением Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); 5) в виде овердрафта;
6) направленные на рефинансирование ранее полученных кредитов, за исключением кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства, выдаваемых банками за счет средств ЕНПФ на рефинансирование текущих обязательств;
7) сумма которых недостаточна (с учетом собственного участия) для реализации инвестиционного проекта.
Сноска. Пункт 8 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
9. В рамках Программы банки не взимают какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с кредитом, за исключением связанных:
1) с изменением условий кредитования, инициируемых предпринимателем;
2) взимаемых по причине нарушения предпринимателем обязательств по кредиту.
10. Гарантирование предоставляется только по новым кредитам, выдаваемым банками для реализации новых эффективных инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства.
10-1. Гарантия предоставляется также по новым кредитам, выдаваемым для реализации проектов в рамках договора о государственно-частном партнерстве без отраслевых ограничений.
Сноска. Глава 3 дополнена пунктом 10-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 23.06.2016 № 370 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
11. По решению финансового агентства имущество, предоставляемое в качестве обеспечения по кредиту (-ам), может подлежать страхованию.
12. Финансовое агентство вправе требовать от предпринимателя предоставления гарантий аффилиированных и связанных юридических и физических лиц.
12-1. Финансовое агентство вправе применять метод портфельного гарантирования в соответствии с условиями Программы и установлением максимальной суммы проекта. Выбор банка финансовое агентство осуществляет самостоятельно.
Сноска. Раздел 3 дополнен пунктом 12-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
13. Гарантирование может осуществляться только по кредитам с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку вознаграждения Национального Банка Республики Казахстан, увеличенную на 5 (пять) процентных пунктов на дату принятия решения банком по проекту предпринимателя и для банка развития со ставкой вознаграждения не более 13 % годовых.
Сноска. Пункт 13 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
14. Частичное гарантирование может осуществляться по кредитам на пополнение оборотных средств в случаях, когда финансирование оборотных средств осуществляется в рамках:
1) кредита, направленного на приобретение и (или) модернизацию основных средств и (или) расширение производства, где размер оборотных средств не превышает 30 % от суммы кредита;
2) средств ЕНПФ.
Для действующих предпринимателей/начинающих предпринимателей/начинающих молодых предпринимателей частичное гарантирование может осуществляться по кредитам банков до 60 млн. тенге включительно, направленным на пополнение оборотных средств.
Гарантированию также подлежат кредиты субъектов малого и среднего предпринимательства, выданные (выдаваемые) банками за счет средств ЕНПФ на пополнение оборотных средств и (или) рефинансирование текущих обязательств.
15. Для начинающего предпринимателя/молодого начинающего предпринимателя:
1) сумма кредита (-ов) банка, в том числе выдаваемого (-ых) субъектам малого и среднего предпринимательства на пополнение оборотных средств и рефинансирование текущих обязательств за счет средств ЕНПФ в рамках проекта, по которому осуществляется гарантирование, не может превышать 20 млн. тенге. При этом сумма кредита (-ов) рассчитывается для одного начинающего предпринимателя/молодого начинающего предпринимателя без учета задолженности по кредиту (-ам) аффилиированных с ним лиц;
2) размер гарантии не может быть выше 85 % от суммы кредита, при этом начинающий предприниматель/молодой начинающий предприниматель предоставляет обеспечение по кредиту (залоговой) стоимостью в размере не менее 15 % от суммы кредита. При расчете достаточности размера обеспечения не учитываются залог права требования и залог долей участия в уставном капитале хозяйственных товариществ;
3) срок предоставляемой гарантии – не более срока кредита;
4) рекомендуется прохождение начинающими предпринимателями/молодыми начинающими предпринимателями обучения в рамках обучающих проектов Программы, предусмотренных Программой "Дорожная карта занятости 2020" или иными программами финансового агентства.
Сноска. Пункт 15 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
16. Гарантирование кредитов начинающих предпринимателей в размере более 20 млн. тенге осуществляется на условиях, изложенных в пункте 17 настоящего раздела Правил гарантирования.
17. Для предпринимателя:
1) сумма кредита (-ов) банка, в том числе выдаваемого (-ых) субъектам малого и среднего предпринимательства на пополнение оборотных средств и рефинансирование текущих обязательств за счет средств ЕНПФ в рамках проекта, по которому осуществляется гарантирование, не может превышать 180 млн. тенге включительно. При этом сумма кредита (-ов) рассчитывается для одного предпринимателя без учета задолженности по кредиту (-ам) аффилиированных с ним лиц;
2) размер гарантии не может быть выше 50 % от суммы кредита, при этом предприниматель предоставляет обеспечение по кредиту (залоговой) стоимостью в размере не менее 50 % от суммы кредита. При расчете достаточности размера обеспечения не учитываются залог права требования и залог долей участия в уставном капитале хозяйственных товариществ;
3) срок предоставляемой гарантии – не более срока кредита. Гарантирование может осуществляться по кредитам на пополнение оборотных средств (за исключением проведения расчетов по оплате текущих платежей по обслуживанию кредитов или договоров лизинга и иные цели, не связанные с осуществлением заявителем основной деятельности) в размере до 100 % включительно, если сумма кредита меньше или равна 60 млн. тенге.
Сноска. Пункт 17 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
18. Кредит, по которому заключается договор гарантии, должен быть оформлен в виде самостоятельного договора банковского займа.
19. Стоимость гарантии, которую оплачивает акимат области (столицы, городов республиканского значения) финансовому агентству, составляет 20 % от суммы гарантии. При прекращении действия договора гарантии сумма должна быть использована для последующего гарантирования проектов.
Объем гарантирования за счет высвободившихся средств равен произведению объема высвободившихся средств, сформированного за счет прекращения действия договоров гарантии на мультипликатор, равный 5 (100 %/20 %).
Финансовое агентство вправе по своему усмотрению разместить полученные средства в различные финансовые инструменты.
Сноска. Пункт 19 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
20. При превышении выплаченных финансовым агентством требований банка порога свыше 10 % от объема (остатка задолженности) кредитного портфеля, сформированного под гарантию финансового агентства, дальнейшая выдача гарантий по кредитам такого банка приостанавливается.
21. Финансовое агентство вправе проводить рекламную компанию реализуемой Программы и размещать на своем официальном веб-сайте информацию о реализации Программы.
22. Финансовое агентство вправе отказать в предоставлении гарантии в случаях:
1) экономической нецелесообразности и неэффективности проекта;
2) несоответствия проекта условиям Программы;
3) наличия отрицательной кредитной истории потенциального участника Программы и аффилиированных с ним юридических и физических лиц.
4. Условия предоставления гарантий в рамках второго направления "Отраслевая поддержка предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности"
Сноска. Заголовок раздела 4 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
23. Участниками гарантирования в рамках второго направления Программы гарантирования могут быть эффективные предприниматели, реализующие и/или планирующие реализовать проекты:
1) в приоритетных секторах экономики, указанных в приложении 1 к Программе;
2) в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности и отдельных видах услуг, определенных ГПИИР.
Под новыми инвестиционными и эффективными проектами, а также проектами, направленными на модернизацию и расширение производства, понимаются проекты:
1) субъектов среднего предпринимательства, достигших роста доходов на 20 % за предыдущие 3 (три) года до подачи заявления в финансовое агентство (в случае осуществления предпринимателем предпринимательской деятельности менее трех лет информация предоставляется за период фактического осуществления предпринимательской деятельности);
2) субъектов малого предпринимательства, предусматривающих рост доходов и увеличение среднегодовой численности рабочих мест на основе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям на 10 % после 2 (двух) финансовых лет с даты решения финансового агентства.
На кредиты, 100% которые направлены на пополнение оборотных средств, требования о достижении критериев эффективности не распространяются.
При этом к участию в гарантировании при условии соответствия условиям второго направления Программы допускаются:
1) предприниматели, получающие государственную финансовую поддержку через банки в рамках стабилизационных или антикризисных программ и программ, реализуемых за счет средств Национального фонда Республики Казахстан, ЕНПФ, акимата области, столицы, города республиканского значения и финансового агентства;
2) предприниматели, не имеющие на последнюю отчетную дату перед датой обращения за получением кредита задолженностей по уплате налогов, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям в бюджет.
Сноска. Пункт 23 в редакции постановления Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
24. Участниками гарантирования в рамках второго направления Программы не могут быть:
1) предприниматели, осуществляющие выпуск подакцизных товаров/продукции, за исключением моторных транспортных средств и производства вина из винограда собственного производства;
2) предприниматели, реализующие проекты в металлургической промышленности и включенные в перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № 1434;
3) предприниматели, осуществляющие деятельность в горнодобывающей промышленности, за исключением разработки гравийных и песчаных карьеров;
4) предприниматели, учредителями которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании (за исключением социально-предпринимательской корпорации), а также юридические лица, созданные в форме частного учреждения.
25. В рамках Программы гарантированию не подлежат кредиты:
1) направленные на выкуп долей, акций организаций, а также предприятий как имущественного комплекса;
2) выданные государственными институтами развития, за исключением Банка Развития;
3) ставка вознаграждения которых была удешевлена за счет бюджетных средств, за исключением кредитов, ставка вознаграждения которых была удешевлена в рамках Программы;
4) исключен постановлением Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
5) в виде овердрафта;
6) направленные на рефинансирование ранее полученных кредитов, за исключением кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства, выдаваемых банками за счет средств ЕНПФ на рефинансирование текущих обязательств;
7) сумма которых недостаточна (с учетом собственного участия) для реализации инвестиционного проекта.
Сноска. Пункт 25 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
26. Предприниматели, реализующие проекты в селах, малых городах и моногородах, соответствующие условиям второго направления Программы, вправе получать государственную поддержку в рамках второго направления Программы.
27. В рамках Программы банки не взимают какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с кредитом, за исключением связанных:
1) с изменением условий кредитования, инициируемых предпринимателем;
2) взимаемых по причине нарушения предпринимателем обязательств по кредиту.
28. Гарантирование предоставляется только по новым кредитам, выдаваемым банками для реализации новых эффективных инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства.
28-1. Гарантия предоставляется также по новым кредитам, выдаваемым для реализации проектов в рамках договора о государственно-частном партнерстве, без отраслевых ограничений.
Сноска. Глава 4 дополнена пунктом 28-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 23.06.2016 № 370 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
29. По решению финансового агентства имущество, предоставляемое в качестве обеспечения по кредиту (-ам), может подлежать страхованию.
30. Финансовое агентство вправе требовать от предпринимателя предоставления гарантий аффилиированных и связанных юридических и физических лиц.
30-1. Финансовое агентство вправе применять метод портфельного гарантирования в соответствии с условиями Программы и установлением максимальной суммы проекта. Выбор банка финансовое агентство осуществляет самостоятельно.
Сноска. Раздел 4 дополнен пунктом 30-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
31. Гарантирование может осуществляться только по кредитам с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку вознаграждения Национального Банка Республики Казахстан, увеличенную на 5 (пять) процентных пунктов на дату принятия решения банком по проекту предпринимателя и для банка развития со ставкой вознаграждения не более 13 % годовых.
Сноска. Пункт 31 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
32. Частичное гарантирование может осуществляться по кредитам на пополнение оборотных средств в случаях, когда финансирование оборотных средств осуществляется в рамках:
1) кредита, направленного на приобретение и (или) модернизацию основных средств и (или) расширение производства, где размер оборотных средств не превышает 30 % от суммы кредита;
2) средств ЕНПФ.
Для действующих предпринимателей/начинающих предпринимателей/ начинающих молодых предпринимателей частичное гарантирование может осуществляться по кредитам банков до 60 млн. тенге включительно, направленным на пополнение оборотных средств.
Гарантированию также подлежат кредиты субъектов малого и среднего предпринимательства, выданные (выдаваемые) банками за счет средств ЕНПФ на пополнение оборотных средств и (или) рефинансирование текущих обязательств в рамках проектов, реализуемых в приоритетных секторах экономики в рамках Программы, отраслях обрабатывающей промышленности и отдельных видах услуг, определенных ГПИИР, и без отраслевых ограничений.
Сноска. Пункт 32 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 15.06.2017 № 373.
33. Для начинающего предпринимателя:
1) сумма кредита (-ов) банка, в том числе выдаваемого (-ых) субъектам малого и среднего предпринимательства на пополнение оборотных средств и рефинансирование текущих обязательств за счет средств ЕНПФ в рамках проекта, по которому осуществляется гарантирование, не может превышать 20 млн. тенге. При этом сумма кредита (-ов) рассчитывается для одного начинающего предпринимателя без учета задолженности по кредиту (-ам) аффилиированных с ним лиц;
2) размер гарантии не может быть выше 85 % от суммы кредита, при этом начинающий предприниматель предоставляет обеспечение по кредиту (залоговой) стоимостью в размере не менее 15 % от суммы кредита. При расчете достаточности размера обеспечения не учитываются залог права требования и залог долей участия в уставном капитале хозяйственных товариществ;
3) срок предоставляемой гарантии – не более срока кредита.
Сноска. Пункт 33 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
34. Для предпринимателя:
1) сумма кредита (-ов) банка, в том числе выдаваемого (-ых) субъектам малого и среднего предпринимательства на пополнение оборотных средств и рефинансирование текущих обязательств за счет средств ЕНПФ по проектам в приоритетных секторах экономики, по которым осуществляется гарантирование, не может превышать 360 млн. тенге включительно. При этом сумма кредита (-ов) рассчитывается для одного предпринимателя без учета задолженности по кредиту (-ам) аффилиированных с ним лиц;
2) размер гарантии не может быть выше 50 % от суммы кредита, при этом предприниматель предоставляет обеспечение по кредиту (залоговой) стоимостью в размере не менее 50 % от суммы кредита.
При расчете достаточности размера обеспечения не учитываются залог права требования и залог долей участия в уставном капитале хозяйственных товариществ;
3) срок предоставляемой гарантии – не более срока кредита.
Сноска. Пункт 34 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
35. Сумма кредита (-ов) банка, в том числе выдаваемого (-ых) субъектам малого и среднего предпринимательства на пополнение оборотных средств и рефинансирование текущих обязательств за счет средств ЕНПФ на проект, реализуемый в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности и отдельных видах услуг, определенных ГПИИР, не может превышать 1850 млн. тенге включительно для одного предпринимателя. При этом сумма кредита(-ов) рассчитывается для одного предпринимателя без учета задолженности по кредиту (-ам) аффилиированных с ним лиц.
Сноска. Пункт 35 в редакции постановления Правительства РК от 15.06.2017 № 373.
36. В случае, если размер кредита (-ов) на проект, реализуемый в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности и отдельных видах услуг, определенных ГПИИР, составляет сумму до 360 млн. тенге включительно, размер гарантии не может быть выше 50 % от суммы кредита, при этом предприниматель предоставляет обеспечение по кредиту (залоговой) стоимостью в размере не менее 50 % от суммы кредита.
При расчете достаточности размера обеспечения не учитываются залог права требования и залог долей участия в уставном капитале хозяйственных товариществ.
Сноска. Пункт 36 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 15.06.2017 № 373.
37. Срок предоставляемой гарантии – не более срока кредита.
Сноска. Пункт 37 в редакции постановления Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
38. В случае, если размер кредита (-ов) на проект, реализуемый в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности и отдельных видах услуг, определенных ГПИИР, составляет сумму свыше 360 млн. тенге, размер гарантии не может быть выше 20 % от суммы кредита. Срок предоставляемой гарантии – не более срока кредита.
Сноска. Пункт 38 в редакции постановления Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
39. По кредитам в сумме свыше 180 млн. тенге включительно предприниматель должен обеспечить участие в реализации проекта собственных средств (деньгами, движимым/недвижимым имуществом) в размере не менее 10 % от общей стоимости реализации проекта.
40. Кредит, по которому заключается договор гарантии, должен быть оформлен в виде самостоятельного договора банковского займа.
41. Стоимость гарантии, которую оплачивает акимат области (столицы, городов республиканского значения) финансовому агентству, составляет 20 % от суммы гарантии. При прекращении действия договора гарантии сумма должна быть использована для последующего гарантирования проектов.
Объем гарантирования за счет высвободившихся средств равен произведению объема высвободившихся средств, сформированного за счет прекращения действия договоров гарантии на мультипликатор, равный 5 (100 %/20 %).
Финансовое агентство вправе по своему усмотрению разместить полученные средства в различные финансовые инструменты.
Сноска. Пункт 41 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
42. При превышении выплаченных финансовым агентством требований банка порога свыше 10 % от объема (остатка задолженности) кредитного портфеля, сформированного под гарантию финансового агентства, дальнейшая выдача гарантий по кредитам такого банка приостанавливается.
43. Финансовое агентство вправе проводить рекламную компанию реализуемой Программы и размещать на своем официальном веб-сайте информацию о реализации Программы.
44. Финансовое агентство вправе отказать в предоставлении гарантии, в случаях:
1) экономической нецелесообразности и неэффективности проекта;
2) несоответствия проекта условиям Программы;
3) наличия отрицательной кредитной истории потенциального участника Программы и аффилиированных с ним юридических и физических лиц.
5. Порядок взаимодействия участников Программы для предоставления гарантии
45. Обращение предпринимателя/начинающего предпринимателя/молодого начинающего предпринимателя (далее – предприниматель) в финансовое агентство за гарантией и последующее обращение в банк за кредитом осуществляется в следующем порядке:
1) предприниматель обращается в финансовое агентство с заявлением на получение гарантии;
2) финансовое агентство после получения документов от предпринимателя в течение 10 (десяти) рабочих дней рассматривает полученные документы и выносит проект на рассмотрение уполномоченного органа финансового агентства для принятия решения о предоставлении/непредоставлении гарантии;
3) в случае принятия решения финансовым агентством о предоставлении гарантии предприниматель получает письмо о возможности гарантирования с указанием условий предоставляемой гарантии, а также условий предоставления банком кредита, в соответствии с которыми возможно предоставление гарантии в рамках Программы;
4) предприниматель обращается в банк для получения кредита под гарантию;
5) банк самостоятельно, в соответствии с процедурой, установленной внутренними документами банка, рассматривает заявление предпринимателя и принимает решение о возможности предоставления кредита;
6) в случае принятия банком положительного решения по кредиту на условиях, отраженных в письме финансового агентства о возможности гарантирования, банк направляет в финансовое агентство копии необходимых документов, включая подписанный кредитный договор.
Финансовое агентство оформляет и подписывает договор гарантии, который направляет банку. Банк подписывает договор гарантии, обеспечивает его подписание предпринимателем и направляет подписанный договор гарантии в финансовое агентство;
7) в случае принятия банком иного решения, не соответствующего условиям гарантии и кредита, указанным в письме финансового агентства о возможности гарантирования, процедура рассмотрения гарантирования проводится в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил гарантирования.
Сноска. Пункт 45 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
45-1. В случае принятия банком положительного решения о предоставлении кредита с гарантией финансового агентства в рамках портфельного гарантирования банк предоставляет финансовому агентству копии договора банковского займа, на основании которого финансовое агентство оформляет и подписывает договор гарантии, который направляет банку. Банк подписывает договор гарантии, обеспечивает его подписание предпринимателем и направляет подписанный договор гарантии в финансовое агентство.
Сноска. Раздел 5 дополнен пунктом 45-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
46. Предприниматель обращается в банк с заявлением на получение кредита.
Банк самостоятельно, в соответствии с процедурой, установленной внутренними документами банка, рассматривает заявление предпринимателя, проводит комплексную экспертизу проекта, анализирует представленные предпринимателем документы, финансовое состояние предпринимателя, на основе представленного предпринимателем заключения об оценке залогового имущества проводит оценку залоговой стоимости обеспечения предпринимателя и, в случае недостаточности обеспечения, выносит проект на рассмотрение уполномоченного органа, реализующего внутреннюю кредитную политику банка, для принятия решения о возможности предоставления кредита под частичную гарантию финансового агентства.
Сноска. Пункт 46 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
47. В случае принятия положительного решения, банк в течение 2 (два) рабочих дней с даты принятия решения уполномоченным органом, реализующим внутреннюю кредитную политику банка, предоставляет финансовому агентству:
письмо с положительным решением о возможности кредитования с расчетом суммы гарантии;
необходимые документы согласно приложению 3 к настоящим Правилам гарантирования для рассмотрения вопроса о предоставлении гарантии.
Сноска. Пункт 47 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
48. Финансовое агентство после получения документов от банка в течение 5 (пять) рабочих дней по кредитам не более 180 млн. тенге и 10 (десять) рабочих дней по кредитам свыше 180 млн. тенге рассматривает полученные документы и выносит проект на рассмотрение уполномоченного органа финансового агентства для принятия решения о предоставлении/непредоставлении гарантии. В случае, если совокупная задолженность предпринимателя и аффилиированных с ним лиц/компаний по кредитам, полученным под гарантию финансового агентства, составит более 180 млн. тенге, то рассмотрение последующих проектов осуществляется в течение 10 (десять) рабочих дней.
49. В случаях наличия замечаний к представленным документам, выявленные замечания направляются банку финансовым агентством для устранения и (или) представления информации в течение 3 (три) рабочих дней. При этом срок рассмотрения документов, указанный выше для финансового агентства, возобновляется.
Сноска. Пункт 49 в редакции постановления Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
50. В случае принятия финансовым агентством положительного/отрицательного решения о предоставлении (непредоставлении) гарантии, финансовое агентство в течение 2 (два) рабочих дней направляет в банк письмо с решением финансового агентства о возможности (невозможности) гарантирования.
В случае принятия отрицательного решения по проекту предпринимателя, письмо о таком решении должно отражать причину отрицательного решения.
51. После получения письма с положительным решением финансового агентства о возможности гарантирования:
1) банк и предприниматель заключают договор банковского займа, договор(-ы) залога(-ов). Копия договора банковского займа направляется в финансовое агентство.
В письме с положительным решением финансового агентства о возможности гарантирования указываются значения роста дохода, увеличения среднегодовой численности рабочих мест на основе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям на 10 % после 2 (двух) финансовых лет с даты решения финансового агентства.
После получения письма с положительным решением финансового агентства на усмотрение банка допускается частичная выдача до 50 % от суммы кредита;
2) после получения от банка копии договора банковского займа финансовое агентство оформляет и подписывает договор гарантии, который направляет в банк;
3) банк подписывает договор гарантии, обеспечивает его подписание предпринимателем и направляет подписанный договор гарантии в финансовое агентство;
4) банк после получения из финансового агентства подписанного договора гарантии осуществляет выдачу кредита предпринимателю.
Сноска. Пункт 51 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523. 52. Исключен постановлением Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
53. В целях оплаты за выпущенные гарантии региональный координатор Программы в начале очередного года перечисляет финансовому агентству 50 % суммы целевых трансфертов, выделенных на гарантирование кредитов.
54. Остальная часть целевых трансфертов перечисляется финансовому агентству после полного освоения первой половины средств, перечисленных финансовому агентству в начале года, по мере заключения договоров гарантии, следующим образом:
1) после заключения договора гарантии финансовое агентство направляет соответствующее уведомление региональному координатору Программы;
2) региональный координатор Программы после получения письма от финансового агентства о заключении договора гарантии осуществляет перечисление средств в размере 20 % от суммы гарантии на текущий счет финансового агентства.
55. В случае образования недостатка бюджетных средств для гарантирования проектов акимат области (столицы, городов республиканского значения) уведомляет об этом финансовое агентство для приостановления гарантирования проектов до получения дополнительных средств. Финансовое агентство вправе возобновить гарантирование проектов при наличии средств, высвободившихся за счет прекращения действия договоров гарантии.
Сноска. Пункт 55 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
6. Порядок подачи предпринимателем электронной заявки через веб-портал "электронного правительства"
Сноска. Заголовок раздела 6 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
56. Предприниматель при обращении через веб-портал "электронного правительства" представляет финансовому агентству следующие документы в электронной форме:
1) заявление в форме электронного запроса, удостоверенного ЭЦП предпринимателя;
2) согласие на представление информации в кредитное бюро и получение кредитного отчета;
3) согласие на сбор и обработку его персональных данных;
4) электронную копию (сканированную копию) письма банка с положительным решением о возможности кредитования с расчетом суммы гарантии.
В случае, если предприниматель является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законодательством Республики Казахстан, решение уполномоченного органа предпринимателя, принявшего решение о привлечении гарантии, подтверждается в формате согласования электронной цифровой подписью юридического лица, выписанном на участника или руководителя.
Сведения по субъекту малого и среднего предпринимательства, в том числе по свидетельству о государственной регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя, лицензии на вид деятельности (если вид деятельности лицензируемый) и сведения об отсутствии/наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет финансовое агентство получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства".
В случаях технической невозможности получения данных из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства" или недостоверности данных, финансовое агентство запрашивает документы у предпринимателя.
Сноска. Пункт 56 в редакции постановления Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
57. В случае непредоставления банком в финансовое агентство пакета документов, указанных в пункте 47 настоящих Правил гарантирования, в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения от предпринимателя электронной заявки через веб-портал "электронного правительства" финансовое агентство отказывает предпринимателю в рассмотрении вопроса о предоставлении гарантии.
Сноска. Пункт 57 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
58. Результат оказания государственной услуги направляется предпринимателю в "личный кабинет" в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью.
59. Взаимодействие участников Программы для предоставления гарантии осуществляется в соответствии с порядком, определенным разделом 5 настоящих Правил.
7. Мониторинг Программы
60. Мониторинг реализации Программы осуществляется финансовым агентством на основе Правил проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2020", утверждаемых уполномоченным органом по предпринимательству.
Сноска. Пункт 60 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523. 61. Исключен постановлением Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
62. Финансовое агентство при выявлении фактов нецелевого использования кредита принимает решение о снижении суммы гарантии пропорционально сумме кредита, использованного по нецелевому назначению.
В случае, если предпринимателем не достигнуты показатели роста дохода и увеличения среднегодовой численности рабочих мест, на основе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям на 10 % после 2 (двух) финансовых лет с даты решения финансового агентства договор гарантии не аннулируется.
Сноска. Пункт 62 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
62-1. В случае полного нецелевого использования кредита финансовое агентство аннулирует гарантию.
Сноска. Правила дополнены пунктом 62-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 29.12.2017 № 940 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
63. Для определения динамики роста дохода, среднегодовой численности работников, увеличения налоговых выплат предпринимателя финансовое агентство использует информацию, полученную на основании данных Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. Отчетной датой при расчете динамики роста дохода, среднегодовой численности работников, увеличения налоговых выплат предпринимателя является начало следующего финансового года вне зависимости от даты решения финансового агентства.
Сноска. Пункт 63 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
64. Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан на основе представленных заявлений о согласии субъектов предпринимательства по представлению сведений о налогоплательщике направляет в финансовое агентство сведения об объемах уплаченных налогов и платежей в бюджет и численности работников участников Программы. Годовые данные за последние 5 лет о доходах, объемах уплаченных налогов и платежей в бюджет и численности работников участников Программы представляются по запросу финансового агентства на основе представленных заявлений о согласии субъектов предпринимательства по представлению сведений о налогоплательщике.
Сноска. Пункт 64 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
65. Финансовое агентство для целей формирования общего комплексного годового аналитического отчета эффективности Программы не позднее апреля года, следующего за отчетным, направляет результаты мониторинга первого и второго направлений Программы оператору нефинансовой поддержки и в уполномоченный орган.
Сноска. Пункт 65 в редакции постановления Правительства РК от 25.08.2018 № 523. 66. Исключен постановлением Правительства РК от 25.08.2018 № 523.
67. Банк сообщает в срок не позднее 3 (три) рабочих дней в письменном виде о наступивших ограничениях или запретах на осуществление деятельности банка, а также единовременной продаже или ином единовременном переходе прав собственности и/или переходе прав владения и пользования в отношении более чем 10 % акций банка.
По вопросам можете обратиться по адресу: г. Актобе, пр-т Санкибай батыра - 22 "К", 2-этаж,
ГУ «Управления предпринимательства Актюбинской области», тел: 742-180